воскресенье, 10 июля 2011 г.

Саяны 2011, или первое знакомство с В.П.

Классический прикол в аэропорту, к чему-нибудь да прицепятся…

Оказывается у Ural Air нельзя суммировать багаж на два билета. Т.е. разрешено к провозу двадцать кг, у меня 18, у Егора 17 и 5 кг общий чехол с веслами.
- Сходится же!
говорим мы тётечке, та с криками дает понять что упертого совка проще ублажить чем переспорить, благо это в наших силах, для чего я не отходя от стойки перетряхиваю свой здоровый баул в Гогин, и мы взвешиваемся, у него баул 20кг, у меня 20кг. баул с веслами. Отлично! Катит!
- Давайте ручную кладь на весы!
строго говорит тетка!
- хм, ну надо так надо, пожалуйста…
У Егора ручная кладь весит 12 кг, и выглядит как герма в 30 литров забитая всякой хренью, моя же кладь это здоровенная герма литров на 60, до отказа забитая легкими вещами и сплавным, весит 18кг, она охреневает окончательно, так как разрешено всего пять килограмм в лицо…
- ну и у кого тут не либеральные взгляды?
Говорит нам тетушка как бы отвечая на наши рассказы про то как это делают в Европе.
Выдает нам бирки, типа - видите как я к вам снисходительна… Мы тут же перестали пререкаться, поблагодарили и отчалили…
В Иркутске нас встретил Эдик. Отвез на конспиративную квартиру, где уже обитал Вася «маленький» из Казани, с которым мы познакомились на последнем  адреналине.  Компания подбиралась на удивление знакомая, т.е. по заранее составленному списку я толком никого не знал, но начав собираться, незнакомыми мне лицами оказались только Алена с Андрюхой из Киева, и Василии, Чесноков и Порсев - местные. Так же мочить задницу отправились Маша Добржицкая, Стас Клинюк, Серега Хвостенко, и трое из Москвы, Кирюха, Гога и я.  В таком составе загрузив только что окончательно полученные лодки из багажного отделения на автобус, и покидав оставшийся груз, а так же свои тела во вторую тачку, мы двинулись в сторону Китоя. Дорога длинная, примерно 6 часов.
Нас забросили на верх. Все были несколько «уставшими» от длинной дороги, кто-то больше, кто-то меньше, по этому на обычное общение не оставалось ни сил не желания. Натянув тент и перераспределив шмотки все валятся баиньки…

Раннее утро- местные клянчат водку, Чесноков корректно шлет их будить Порсева со словами «он у нас главный, но мы сами не решаемся это делать, так что на ваш страх и риск», любители водки удаляются самостоятельно. Продолжаем спать. Утро- плавное пробуждение всей команды, и не торопливые сборы. Завтракаем и валим вниз по реке.
Прилюдия к очередному мифу про Василия П, в эту каяк! экспедицию помимо классического казана, было привезено еще и как вы думаете что? ДА, правильно, БЕНЗОПИЛА!!! Этой пиле была намечена одна важнейшая миссия о которой позже. Пи;лу героически возил Богатырь Егор.
Собравшись мы уплыли ниже.
Первый день – порогов ноль, река мелкая, только набирающая силу, дождик идет, наливает нам воду. Гребем, не быстро вроде, но почему-то все время отрываемся от Васи и Ко, странно, но они просто не делают того же самого что и мы, не гребут. Целый день мучительных ожиданий, оторвешься на 500 метров, сидишь ждешь, когда же догонят. Хрень какая-то, мы с Гогой ничего не понимали. Вечером нам было пояснено что «рас уж ты приперся к черту на рога, то на это как минимум надо обратить внимание, а еще лучше любоваться и радоваться этому, пока есть возможность», короче это концепт экспедиции такой, а не просто продалбывание времени потому что лень! Чувствую себя дебилом, почему сам не додумался, ведь и правда ни кто, ни куда не гонит. Утро повторяется своей неспешностью, и тут уж я вместе с Егором в полной мере уподобляемся товарищам, и стараемся выдерживать концепцию. Во второй день порогов тоже не много.
До порогов мы доплыли, что то проехали что-то обнесли, все было в целом по плану. Но на одном из своих обносов Машка продолбила лодку в реку. Мы обносили шмотки, что бы проехать секцию налегке, а Машка второй ходкой заносила лодку, ну и на спуске чуток ее протеряла. К тому моменту пока первые из нас получили сообщение о потере времени прошло уже порядочно, и надежды догнать ее близко практически не было. Мы оказались в странной ситуации, 4 человека уплыло за лодкой (ну так почему-то получилось), 4 комплекта вещей осталось. Плюс Машка не имела лодки, короче получилось как в старом анекдоте, «попробуйте из букв «ЖПОА» сложить слово СЧАСТЬЕ. Выкручиваться решили распихав шмотки по бойцам, посадить машу в чужую лодку, оставшуюся без седока загрузить до верха вещами и зацепить трамваем за Порсева. А двоих отправить в низ по берегу до заранее условленного места. В общем пока мы тупили и собирались к нам пришли хорошие новости в лице «спасателя» Андрюхи, который добрался до нас с известием что лодку поймали, это определяло конечную точку нашего маршрута. Посадив Андрюшу в лодку вместо Маши, ребята уплыли, а мы с Машкой и Егором отправились к лодке по берегу. По пути мы собрали еще двух спасателей, и в еще более веселой компании топтали тайгу в сторону конечной цели. Путешествие получилось комбинированным, что бы не лазить по здоровенным скальным бомам и не ходить далеко вокруг, некоторые скалы мы оплывали по воде. Сплавное мы конечно не одевали, кто знает поймет, кто не знает не поймет, но «холодная» – это не то слово которым можно описать температуру воды! И даже водопад который стекал из льдины в расщелине под который я залез, казался теплым душем по сравнению с заплывом.
В общем до лодки мы дошли без особых приключений, и даже к позднему вечеру выполнили норму на этот день доплыв до стоянки на водопаде Эхе-Гол.

Попрыгали водопад, устроив себе некоторый перерыв в сплаве за который в Китое сильно упала вода. И двинули дальше в низ к впадающей в Китой реке Билюты. На нее нам предстояло взойти. Понты, всего то 8 км по тайге с лодкой, к тому же разделенные на две секции по 4 км на день. Сюда то и предполагалась бензопила, которой успешно мы пилили дрова все предыдущие стоянки. Вася планировал прочистить тропу от Китоя до верховьев Билюты , до верхнего каньона. Задача - распилить бурелом, мешающий безгеморойному проносу лодки. В общем занеся вещи на 4 км вверх в «базовый» лагерь, взяв пилу мы двинули пропиливать ее в низ, что бы после уже беспрепятственно занести лодки по готовой тропе…  Пила - сволочь – сдохла, пройдя всего две трети хоть и самой сложной но только сегодняшней 4х километровой секции… Короче подвела!!!

Лодки мы занесли, поспали и на следующий день особо не дергаясь, потратили целый день на прыжки с водопада «Серега». 12 метров это вам не в тапки лужи дуть, мне что бы это понять потребовалось 4 раза, хотя уже первый раз дал прикурить, сорвало юбку, из лодки не вылез, но выскребаться почти из под слива было очень стремно. С каждым разом качество попыток ухудшалось, четвертый раз вообще решил занырнуть, и так себе отбил лицо об вроде бы мягкий пузырь, что на этом окончательно успокоился. Некоторым хватало и одного прыжка. Так Стас с первого раза засадил себе то ли ушиб, то ли трещину в ребрах, и мочилово страшных пенных препятствий на этом ему пришлось прекратить.
                 В нашей разношерстной компании было всего две девушки. Одна хорошо всем известная, а вторая девушка – новое для меня лицо советского каякинга Алена.

Ну так вот, Алена - это просто создание следующей эволюционной ступеньки, в полном смысле. Она без особых видимых затруднений делала то же самое что делали мы с Егором, изрядно напрягая свои не мало тренированные тела. При всей хрупкости ее стройного тела, наличие такой силы было для меня, да и не только для меня, просто неожиданно!!! И ладно бы, силу и выносливость можно натренировать, можно получить от рождения, этим нас так не удивишь. Но что бы это все еще жило в ладах с женским мозгом, для меня было просто удивительно, и тут я уже говорю про воду! На воде она умудряется аккумулировать все свои навыки и применять их для выполнения конкретной стоящей перед ней задачей, не распыляясь на стороннее и выполнять ее с максимально высоким для ее уровня КПД. Ну вы скажете, зжать зубы и замочить хорошо порог могут многие девчонки, и даже сделать это несколько раз подряд тоже могут! Ну вот вам такая ситуация, водопад, не очень высокий с неоднозначным заходом, вроде бы и просто, но можно не кисло облажаться и усвистеть с 12 метров вниз башкой. Да он был разрекламирован Васей как хороший тренировочный водопад. Но уже первый проход рекламодателя снял все вопросы о простоте захода. Вася рулил лодку к месту приводнения вместо весла - рукой…

Ну сами понимаете, на простом заходе трудно увидеть такое исполнение.Опытные райдеры посмотрев на такой первый проход того дня решили обождать и поглядеть на следующие прохождения. Алена прыгает второй, совершенно спокойное выражение лица, четкое выполнение намеченного плана, от и до. Прыжок, не идеальное, но вполне хорошее исполнение. Дальше идет серия из ребят которые сыпятся кто как, всех кусает по разному, все с разным успехом долетают до низа. Ну после такого шоу, мне кажется любая девушка бы сказала «все, галочка стоит, зачем напрягаться дальше», и была бы права. Но нет, Вася заносит второй раз, я тоже прыгаю второй, и тут что я вижу, Алена мочит свой второй раз! почти идеальный заныр. Вот тут я конечно окончательно охренел. Реально из 8-10 мужских прыжков нормально- даже не хорошо, а просто – нормально, удались в лучшем случае четверть, и все это происходит разумеется у нее на глазах. Короче такому контролю и самообладанию можно только позавидовать. Хоть она и остановила свои прохождения водопада на этом, казалось что сделала она это только что бы не травмировать психику мужской части коллектива. ХЗ, может и ничего сверх естественного конечно, но впечатление все это на меня тогда произвело ОГОГО, да и не только на меня.

Напрыгавшись вдоволь, на следующий день мы отправились заносить вторую часть притока. Занесли, натренированные предыдущими заходами этот дался намного легче, да и ходить надо было всего один раз, а остальное плавать. Каньон Офигенный, вот прям с большой буквы правильно писать. По большой воде честные препятствия требующие очень хорошего контроля и большой уверенности. Что то прошли, что-то конечно занесли, нервы оказались слабоваты у всех. Потенциальная безопасность перевесила желание  «замочить срань». Ну и бог с ними, с этими сложными порогами, как говорит В.П. «такого говна везде хватает». Обнеся непроход, мы доплыли до водопада, от куда до лагеря рукой подать.
Оставалось дело за малым, на следующий день еще раз прыгнуть водопад, доплыть нижнюю секцию Билюты, и прогрести два часа по выходным порогам Билютинского каскада – попасть на базу Билютинская!!!
Сказано сделано, секцию в 4 км, мы мочили примерно часов несколько!!! Вода высокая, пороги страшные, плюс после последнего прыжка в водопад все загружали лодки, и далее плыли уже на груженых. Не сказать что бы выход из каньона был легким, там был не маленький 6 метровый дроп который надо по любому буфить, потому что лужа за ним заканчивается не очень приятным дабл дропом с общим перепадом метра 4.5 – 5.

Прыгнули 6 метровый, пошли сливаться в дабл. Первый слив (в смысле прохождение) продемонстрировал Егор, за ним я. К верху задом от начала до конца. Короче навели шороху на верху. Единственный кто замочил порог в естественном положении, буфануф оба слива был Кирилл. Все на берегу оживились и стали еще активнее сыпаться к верху задом в порог. Короче успешно просыпавшись мы поплыли на базу. И там уже устроили праздник живота со всеми вытекающими. Поздние посиделки. Егор чудом не выломавший стену домика в котором мы жили. Уж очень маленьким был вход. Уж очень пьян был Егор. Рыболовы – банщики в начале до реального посинения ловившие рыбу, а после просидевшие в бане большую часть вечера, и т.д. и т.п.
На следующий день мы не спешно собрались и стартовали. Нас ждало 10 часов гребли по гладкой воде! Точнее в первый день мы должны были проплыть три четверти этого пути, заночевать и утром доплыть остаток. Так и получилось, пять с половиной часов гребли, потом ночевка, единственный ранний подъем во всей поездке и еще два часа гребли.
Мы на месте, машины нет. Тент висит, магазин стоит, водка, хлеб, майонез покупается, и тд. Дождик холодит нас капельками, мы его прогоняем водкой и костром. Вот так закончился десяти дневное приключение.
Тачка приехала, мы погрузились в нее

и отправились как вы думаете куда? Домой? Ничерта подобного, у нас продолжение трипа, в данный момент наши кости едут в Новосибирск, оттуда мы выдвигаемся в поход аж 3 категории сложности по алтайским речкам:)!!!
Так что ждите, там связь по чаще, приколов должно быть больше…

фотки можно с поездки можно зазырить тут!

P.S.
                Когда мы только собирались выплывать, Вася обронил такую фразу: «да у меня вообще отпуск». Тогда я не очень понял что он имеет в виду, я впервые тогда видел человека про которого достаточно много слышал. Когда мы прилетели нас встретили уже «заряженные» на нас Васины друзья, отвезли в квартиру снятую для нас на время тупежа  и задержек. После чего подвезли к нам остальных соучастников сплава, и далее доставили нас на вокзал куда уже приехал Вася. Мы должны были забирать лодки. К тому моменту Вася уже отрулил то-ли двое суток, то ли чуть меньше, что так же составляет «ДОХРЕНА» для одного человека, пусть даже с помощником! После получения лодок мы прыгнули в тачки и Вася отрулил еще часов 7 до места заброски, ни разу не по немецкому автобану. Там мы свалились спать, утром встали и уплыли. Надо заметить что все приключение проходило не в жестких рамках «с утра подъем и до вершины бой», а достаточно вольном стиле, хочешь пахать - паши, хочешь поспать – поспи. Там, да и до самого конца я так и не понимал где тут может быть «отпуск». Ну скинул Вася казан и бензопилу на молодых парней, ну возит легкий тент, это логично, нельзя же все самому возить. Но днем мы даже в несложные дни задалбывались порядочно, не говоря уж про сложные. Вот трип подходит к концу, мы доплываем оставшиеся двадцать км по глади, выгружаемся переодеваемся, ждем тачку, дожидаемся, грузимся и уезжаем на снова снятую для нас хату, ждать поезда. А! Вася пока мы перетряхиваем шмотки берет коврик, одевает грязную рабочую одежду и лезет под тачку менять масло, фильтра, и амортизатор. После чего ему надо пока мы будем тупить на хате и в поезде- до рулить в Новосиб две с гаком тысячи км, забрать там лодки людей доделать дела и двинуть в следующий тур на Алтай. Вот блин тогда мне стало ясно, что у Васи просто закончился отпуск…

P.P.S.
Про туры с Порсевым давно и много чего написано, по этому прохождением сложных препятствий, свершёнными новыми подвигами никого по моему не удивить, это как удивляться наличию продуктов в магазине, ты же туда за ними приезжаешь, странно что их там не окажется, так и здесь, этого всего вдоволь. Но, тут есть то, что ты не можешь передать словами, те ощущения которые ты испытываешь не от прохождения порога, а от пребывания здесь. Вот эти ощущения мне кажется и есть главный итог поездки. Их никогда не получить в Европе или Америке, это именно домашний прикол, так сказать - чисто Русский каякинг.

Ты не забудешь этого никогда, и потому это надо обязательно пережить самому...